Производство и реализация теплоносителей
Оставить заявку

Охлаждающая жидкость - ее виды и характеристики

Охлаждающая жидкость – вещество, выступающее в качестве охлаждения двигателя в системе внутреннего сгорания и других механизмах, и устройствах.

Чаще всего, когда говорят об охлаждающих жидкостях, имеют в виду жидкость для автомобиля – антифриз или тосол.

Охлаждающие жидкости для автомобильных двигателей могут доставляться в виде готовых к использованию составов или в форме концентратов, которые перед заливкой в систему смешиваются с водой в заданной производителем пропорции.

Зачем нужна охлаждающая жидкость

Главной функцией охлаждающей жидкости для автомобилей является отвод или передача тепла от одних элементов системы к другим. С ее помощью осуществляется контроль и поддержание рабочей температуры деталей и элементов машин, избегая их перегрева. Охлаждающая жидкость для ДВС не замерзает при падении температуры до 0°C. Что обеспечивает бесперебойную работу всей системы при низких температурах и предупреждает расширения в закрытом объеме. Охлаждающие жидкости характеризуются температурой кипения +110 °C, что помогает избегать появления очагов коррозии на стенках системы.

Эти средства выполняют ряд и других полезных функций. Производителями выпускаются разные виды охлаждающей жидкости, одни из которых смазывают систему, другие - предупреждают замораживание или предохраняют от появления накипи (коррозии).

Свойства охлаждающих жидкостей

Показатели, которые определяют качество и пригодность охлаждающей жидкости к использованию регламентируются конкретными техническими условиями на продукт и ТУ 113-07-02-88, ГОТ 159-52, а методы испытаний, проводимых с жидкостями закреплены в ГОСТ 28084-89, который также является основным руководящим документом согласно которому охлаждающие жидкости изготавливают.

Температурный диапазон

Полноценное охлаждение двигателя внутреннего сгорания — принципиально важный момент при эксплуатации автомобиля, ведь от этого напрямую зависит не только стабильность его работы, но и срок службы. Однако недостаточно просто залить специализированную жидкость в систему охлаждения, важно не ошибиться с ее выбором. В противном случае она может закипать даже при незначительных нагрузках. В таком состоянии автомобиль эксплуатировать не получится. Температура охлаждающей жидкости должна находиться в диапазоне 90…100°С.

В условиях движения по городу оптимальная температура автомобильных двигателей постоянно попадает в красную зону. Виной тому бесконечные пробки, напрочь перекрывающие дороги в часы пик. Система охлаждения хоть и называется жидкостной, но радиатор работает гораздо лучше, когда через соты постоянно проходят интенсивные потоки воздуха. Вынужденная остановка приводит к разогреву до 115-125°C. Такой диапазон сложно назвать нормой.

Перегрев не сулит ничего хорошего. У всех металлов есть температурный порог, после достижения которого структура становится пластичной или хрупкой. Уже при 120-125 °C появляются неприятные последствия:

  • разваливается сетка катализатора;
  • угорает моторное масло;
  • на цилиндрах появляются задиры;
  • «дубеют» и трескаются сальники.

При сильном нагреве может повести головку блока. Появятся зазоры, через которые будет вытекать масло, а может быть тосол. Лучше не доводить до предела и вовремя устранять поломки.

Кипячение и замерзание

В зависимости от различия основ состава и характеристик антифриза различаются и температуры кипения и замерзания. Кипение охлаждающей жидкости в системе автомобиля несёт за собой не только деструкцию циркулирующего продукта, но и серьезные последствия для системы в целом.

Основой большинства охлаждающих жидкостей является этиленгликоль. Благодаря этому веществу антифриз обладает морозостойкими свойствами. Но большее количество этиленгликоля в составе антифриза не всегда значит наиболее низкую температуру замерзания. Неразбавленный этиленгликоль начинает замерзать уже при −16°C. Чтобы достичь минимальной температурной отметки в –70°С, этиленгликоль разбавляют водой в соотношении 70 / 30.

Однако антифриз — это не только вода и гликоль. В его состав входят антикоррозионные, антипенные и другие присадки. Помимо своих «прямых обязанностей», присадки также могут препятствовать образованию кристаллов льда и улучшать низкотемпературные свойства.

Но главная задача антифриза – сохранять текучесть (не замерзать) при низких температурах. Но если температура окажется ниже, чем точка замерзания у антифриза, то он может замерзнуть, превратившись в густую смесь, похожую на кашу, что предупреждает повреждение деталей двигателя и позволяет двигателю нормально работать.

Коррозийные свойства

Современные двигатели изготавливаются из легкосплавных металлов. Такие металлы больше подвержены коррозии, чем обычные металлы. В связи с этим вопросу защиты от коррозии при производстве антифриза уделяется много внимания. Температуру замерзания антифриза можно понизить за счет введения в качестве примеси смеси этиленгликоля с водой в различных пропорциях. Делать это нужно с учетом того, что смесь воды и этиленгликоля коррозионно активна. Другими словами, если использовать чистую водно-гликолевую смесь, то все металлы системы охлаждения незамедлительно начнут ржаветь. Для защиты от ржавчины и разрушений, вводятся специальные антикоррозионные добавки для надежной и длительной защиты.

Вязкость и текучесть

Вязкость охлаждающей жидкости - характеристика, напрямую влияющая как на скорость циркуляции теплоносителя в системе, так и на величину его коэффициента теплопередачи. Высокая вязкость теплоносителя требует насосов повышенной мощности и производительности, либо разбавления состава. Вязкость теплоносителя оказывает серьёзное воздействие на его прокачку в пределах системы охлаждения ДВС, поэтому чем он менее вязок— тем лучше.

 

Основное качество антифризов выражается в том, что они не твердеют до определённых предельно-низких температур, в случае отверждения — не расширяются подобно воде и не разрушают элементы отопительной системы, а превращаются в гелеобразную массу, объём которой не меняется.

Текучесть связана с успешным перемещением большого количества жидкости по системе не только в автомобиле, а также и на промышленных производствах, где также задействовано использование ОЖ.

Применение охлаждающих жидкостей

Охлаждающие жидкости в целом находят широкое применение в различных областях использования. Основных направлением использования является жидкостное охлаждение двигателей внутреннего сгорания. К данному сектору относится использование охлаждающих жидкостей в легковых и грузовых автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями.

 

Для автомобилей

Наиболее востребованным и используемым в грузовых коммерческих автомобилях марок КамАЗ, МАЗ, УАЗ, Урал является Охлаждающая жидкость "Лена", продукция выпускается компанией «SVA» в трех видах:

  • «К» - концентрат, который необходимо разводить дистиллированной водой перед эксплуатацией;
  • «40» - ОЖ с нижним температурным пределом -40 °C;
  • «65» - состав с устойчивостью к замерзанию до температуры -65 °C.

Еще одна марка антифриза серии «Тосол-АМ» применяется для заполнения систем охлаждения в бензиновых и дизельных двигателях. Данный продукт поставляется в виде концентрата, а также модификаций А40М и А65М. Цифра в названии означает нижний порог температурной устойчивости – до -40°C и до -65°C соответственно. Данная продукт разработан с целью длительной и уверенной службы систем охлаждения силовых агрегатов на автомобилях.

Другие области применения

Помимо задачи по охлаждению силового агрегата, в функции охлаждающей жидкости входят:

  • подогрев салона транспортного средства в холодное время года;
  • защита системы охлаждения от активных процессов коррозии, а также накипи;
  • поддержание каналов в чистоте;
  • продление срока службы некоторых узлов автомобиля.

Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей. В переводе с английского слово Antifreeze обозначает «не замерзающий».

Тосол – это тоже антифриз, только отечественного производства под своей торговой маркой. Он не хуже и не лучше других охлаждающих жидкостей. Слово «тосол», на самом деле, является аббревиатурой названия отдела «Технология органического синтеза» (сокращенно – ТОС) НИИ органической химии и технологии, в котором он был разработан в 1971 году. Окончание «ОЛ» обозначает принадлежность к группе спиртов.

Таким образом, принципиальной разницы между антифризом и тосолом не существует.

Смешивание антифриза марки Тосол и других марок антифриза между собой недопустимо, так как присадки у каждой марки свои и между собой не смешиваются. Так как жидкости изготовлены по разным техническим стандартам, и компоненты таких составов могут взаимодействовать друг с другом. При этом защитные и другие полезные свойства антифризов утрачиваются.

Хотелось бы отметить, что охлаждающие жидкости одинакового цвета совершенно не обязательно будут иметь одинаковый состав. Цвет выполняет лишь функцию маркера, который позволяет различать продукты одного и того же производителя и никак не влияет на их свойства.

Заказать антифриз оптом от производителя напрямую можно в компании «SVA». Мы занимается разработкой, производством и продажей теплоносителей и других продуктов для разных сфер промышленности. Мы предлагаем продукцию, отвечающую нормам безопасности, техническим условиям и действующим ГОСТам.

Рекомендации по выбору

Не верный подбор вида рабочей среды может привести к быстрому выходу из строя теплообменного и технологического оборудования. Поэтому правильный подбор экономит деньги заказчика и увеличивает срок эксплуатации дорогостоящих устройств. Следует обращать внимание и на качество приобретаемых марок антифриза. Получить помощь в подборе можно связавшись с менеджерами нашей компании по телефону или оставив заявку на сайте.

Возврат к списку