Производство и реализация теплоносителей
Оставить заявку

Тосол и антифриз: в чем разница?

Какая разница между тосолом и антифризом, и как их можно отличить друг от друга?

Антифриз– это международное название охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей. В переводе с английского слово Antifreeze обозначает «не замерзающий».

Тосол– это тоже антифриз, только отечественного производства. Он не хуже и не лучше других охлаждающих жидкостей. Слово «тосол», на самом деле, является аббревиатурой названия отдела «Технология органического синтеза» (сокращенно – ТОС) НИИ органической химии и технологии, в котором он был разработан в 1971 году. Окончание «ОЛ» обозначает принадлежность к группе спиртов.

В те времена никто не подумал запатентовать название «тосол» и сейчас его используют многие отечественные производители антифризов. На сегодняшний день ни один производитель не изготавливает тосол по рецептуре того самого настоящего советского «Тосола».

Тосол и антифриз в системе охлаждения

Антифризы используются в таких ситуациях, когда применение обычной воды для процесса охлаждения недопустимо. При замерзании воды происходит увеличение объёма, тем самым деформируется трубопровод, разрушаются механизмы и их детали. Охлаждающая жидкость не кристаллизуется при отрицательных температурах. Компания «SVA» реализует охлаждающие жидкости от производителя для разных сфер промышленности, а также для охлаждающей системы автомобилей. Нужно заметить, что примерно на 90% все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5% дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые.

На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.

Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Как же разобраться в охлаждающих жидкостях? Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя. Классификация антифризов на три основные группы :

  • G11
  • G12
  • G13

Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации: Силикаты; Фосфаты; Бораты; Нитриты; Амины; Нитраты. Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. Но его применение снижает процесс теплоотдачи, и этот защитный слой под действием перепада температур и вибрации разрушается и осыпается вниз. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года.

Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот. В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона. Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии.

С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых в органическую основу включены минеральные присадки.

Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.

На этом, собственно говоря, отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.

Основные понятия и отличия

Строго говоря, разделять ОЖ на антифриз и тосол не совсем уместно: изначально «тосол» - это один из видов антифриза, который в дальнейшем обрел «самостоятельность» и стал нарицательным. Основные отличия тосола и главные достоинства, это прекрасный теплоотвод, высокая температуростойкость и хорошие антикоррозионные свойства благодаря входящему в состав этиленгликолю. Но есть и ряд недостатков: недолговечность (в случае неравномерного расхода силикатов и нитритов) и агрессивный состав ускоряющий износ деталей системы охлаждения.

Тосол больше применяется в отечественных машинах. Основа у тосола и антифриза одна – этиленгликоль, а плотность у них разная. Поэтому для измерения плотности тосола используют один ареометр, а для антифриза – другой. Проводят лабораторные исследования охлаждающих жидкостей и теплоносителей и различают по определённым параметрам:

  • Температуре кипения;
  • Температуре замерзания;
  • Антикоррозийным свойствам;
  • Смазывающим свойствам.

Выпускаются охлаждающие жидкости в таких цветах как зеленый, синий, желтый и красный. Достигается это за счет применения красителей.

Состав тосола и антифриза

В составе тосола, как и в любой другой охлаждающей жидкости, присутствует этиленгликоль и вода. В тосоле используются присадки на основе солей неорганических кислот, например, фосфатов, силикатов, нитратов и нитритов.

В составе антифриза также есть вода и этиленгликоль, присутствуют глицерин, пропиленгликоль. Другими словами, антифриз – это этиленгликоль (или пропиленгликоль), вода и присадки. Именно присадки особенно ценны в составе, так как они повышают антикоррозийные, антигравитационные, антипенные возможности антифриза. В составе антифриза присадки на основе солей органических кислот.

Особенности использования

Выбирать, что лучше использовать (тосол или антифриз), нужно исходя из особенностей охлаждающей системы машины. Так как у разных автомобилей она состоит из различных материалов, то у одних марок в охлаждающей системе применяется преимущественно больше меди и латуни, а у других – алюминия и его сплавов. Антифриз российского производства подчиняется основному нормативному документу на жидкости охлаждающие низкозамерзающие, в нашей стране это ГОСТ 28084-89, который распространяется на охлаждающие жидкости, предназначенные как для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, так и в качестве рабочих жидкостей в других теплообменных аппаратах, работающих при низких и умеренных температурах. При этом каждый производитель имеет право на разработку своей нормативной (ТУ) и технической документации на производимые им антифризы, с учётом соблюдения общих требований и норм ГОСТ 28084-89.

Возврат к списку