Производство и реализация теплоносителей
Оставить заявку

Можно ли смешивать тосол и антифриз?

Понятия «тосол» и «антифриз» часто запутывает автолюбителей. Бытует мнение, что это одно и то же изделие. Так ли это на самом деле? Рассмотрим каждое определение отдельно:

Определения:

  • Антифриз – это обобщенное название для охлаждающих составов, независимо от их цвета, серии и года выпуска.
  • Тосол – это вид антифризов, выпускавшийся в Советском Союзе. Из-за отсутствия конкуренции термин прижился среди обывателей и стал нарицательным. Термин «ТОСОЛ» имеет расшифровку – «Технология органического синтеза отдельной лаборатории». Изначально они использовались как охлаждающие жидкости для двигателей внутреннего сгорания, для успешной эксплуатации авто.

Состав тосола и антифриза

В основе антифриза лежит вода и этиленгликоль. Кроме этого, в состав добавляется спирт, глицерин и пропиленгликоль. Проще говоря, антифриз – смесь пропилен- и этиленгликоля с добавлением присадок, и воды. Важнейшую функцию несут как раз присадки – они предохраняют от коррозии, от появления пены и прочих проблем. Основу присадок составляют органические кислоты.

Тосол – смесь воды, этиленгликоля и присадок, в получении которых используются нитраты, силикаты, фосфаты и нитриты.

Выделяют эксплуатационные характеристики:

  • Антифриз - вещество обеспечивающее стойкую защиту стенок от коррозии без ухудшения теплоотдачи. Превосходство ОЖ в том, что она не теряет качеств даже после 250 тысяч километров пробега. Кроме того, в состав входят органические соли, предотвращающие образование осадка. Антифриз имеет температуру кипения — 115 градусов Цельсия. В практике средний срок работы такой ОЖ — два года или 100 000 км.
  • Тосол также формирует защиту на стенках металла. Минус есть в том, что толщина создаваемой пленки около 0,5 мм из-за чего теплоотдача снижается Итог — повышенный расход топлива и быстрый износ мотора. Чтобы препятствовать появлению проблем с двигателем тосол желательно менять каждые 35-40 тысяч километров. После большего пробега его использование оказывается бессмысленным. Еще один недостаток — наличие в составе неорганических солей (силикатов, фосфатов), которые в дальнейшем выпадают в осадок или переходят в состояние геля. В итоге радиатор забивается, а всей системе рекомендована очистка.

Современные теплоносители создаются на основе этиленгликоля и пропиленгликоля, которые классифицируют антифризы по группам. Таких групп три - G11, G12, G13. Мы вырабатываем и создаем собственную линейку антифризов и прочих жидкостей для теплообменных систем. Доступно специализированное окрашивание в нужный цвет, в каталоге есть жидкости всех классов и с требуемыми характеристиками. Чтобы приобрести продукцию звоните нашим менеджерам. Такие типы теплоносителей производит компания «SVA», где можно приобрести антифризы оптом от производителя отвечающие техническим нормам производителя и ГОСТ.

Класс G11 выпускаются на основе этиленгликоля, а добавление неорганических присадок усиливает устойчивость к температуре. Бывают синим или зеленым цветами. Чаще используют для старых авто.Жидкости группы G11 уже не так часто можно встретить в продаже. В состав антифризов G11 входят как органические, так и химические присадки, в том числе карбоновая кислота. Последняя эффективно борется с очагами коррозии. Однако такие жидкости образуют очень толстый защитный слой, которые осложняют проводимость тепла. Кроме того, хладагенты G11 не отличаются длительным сроком эксплуатации – их ресурс не более 60 тысяч километров.

Антифриз G12 - жидкость органического возникновения на основе карбоксилатов. Производят розовым и красным цветами. Это более экологичный антифриз. Отходы легче перерабатывать, а при разливах не происходит загрязнение грунта и почвенных вод. Вещества в G12 не образуют защитную пленку на всех поверхностях каналов и деталей, а только где появились очаги коррозии, чтобы защитить от последующего распада металла. Хладагенты G12 подходят для медных и латунных радиаторов, однако для алюминиевых применять их не предлагается.Такой класс антифриза закипает при температуре 120 градусов. Срок службы 5 лет.

G13 новый класс жидкости для системы охлаждения ДВС, появившиеся сравнительно недавно, в 2012 году. Взамен этиленгликоля они содержат пропиленгликоль. Он дороже, но экологичнее, содержит меньше ядов. Применяется в мощных двигателях спортивных авто и мотоциклах.

В настоящее время компания «SVA» осуществляет производство антифриза, отвечающего нормативным техническим документациям и ГОСТ 28084-89. Антифризы по своему основному параметру устойчивы к низким температурам окружающей среды, которая определяется в нормативной документации показателем температура начала кристаллизации. Для таких случаев производится Тосол-А40М, который имеет температуру начала кристаллизации не ниже минус 40°С и актуально использовать для районов с температурой окружающей среды не ниже -40°С. Изготавливается такой теплоноситель из концентрата ОЖ-К путем разбавления дистиллированной водой в заданных пропорциях. В регионах Крайнего Севера для температур использования, где столбик термометра доходит до минус 65°С, используется теплоноситель Тосол-А65М. Он представляет смесь в состав которой входят специальные присадки (ингибиторы коррозии), предохраняющие систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания от коррозионных процессов, а саму охлаждающую жидкость от преждевременного термохимического разрушения и возможного негативного воздействия смазывающих материалов циркуляционного насоса системы охлаждения.

Ранее в наших публикациях мы уже разбирали отличия тосола от антифриза, теперь отметим воздействия при смешивании антифриза с тосолом. Так как в составе из общего у тосола и антифриза только вода, смешивать их не желательно. Если выполнить это, компоненты жидкостей вступят в реакцию. Ее влиянием будет выпадение осадка, забивающего каналы радиатора и вызывающего ускоренный износ деталей двигателя.

Если составы хладагентов похожи, то их смешивание допускается, но без не химической лаборатории это проверить будет трудно.

Теоретически самыми похожими составами обладают тосол и антифризы группы G11, поэтому в случае крайней потребности один можно добавить в другой. Однако длительно ездить на таком составе все же не стоит – лучше заменить ее при первой возможности, промыть охлаждающую систему и залить подходящую жидкость.

Можно ли смешать?

В различных источниках информации можно найти двойственные данные, одни говорят, что можно смешивать, другие нет. У одних после смешивания начались проблемы, у других автовладельцев все было нормально.

Прежде чем дать ответ на вопрос, допускается ли смешивание разных типов охлаждающих жидкостей (ОЖ), упомянем следующие моменты:

  • Только смотря на цвет при смешении ОЖ, запрещено. Нет никаких гарантий, что производитель классифицировал ОЖ именно по цвету. Скорее всего цвет подобран для облегчения поиска протечек.
  • Добавление в систему антифриза одного и того же типа разрешено.
  • При смешивании рекомендуется принимать во внимание состав расходного материала и тип присадок. Производитель добавляет в свой продукт какой-то определенный набор добавок — антипенных, противокоррозионных и прочих. На сегодня существуют десятки видов добавок, что усложняет смешивание тех или иных составов. Если беспечно заливать ОЖ в систему, то можно получить «микс» из присадок, которые не помогут двигателю, а выведут его из строя.
  • Мешать тосол с антифризом запрещено из-за разнородного состава. Так, отечественные ОЖ проявляют агрессивное действие на систему охлаждения из-за наличия в составе силиката. Что касается антифриза, то в нем этого элемента нет, зато имеется широкий набор других присадок.
  • Запрещено мешать антифризы, входящие в состав бессиликатной группы.
  • Если производить замену с одного элемента на другой, прежде всего нужно промыть систему с помощью специализированных составов.

Можно сделать следующие выводы, что тосол это всего лишь устарелый вид антифриза отечественного производства. Совмещать его с современными составами (в первую очередь G12) запрещено. Более того, не желательно мешать между собой ОЖ типа G11 и G12 из-за несовместимости имеющихся в составе присадок. В крайнем случае, позволительно смешение старого отечественного тосола с антифризом стандарта G11. В завершение стоит отметить, что старые автомобили хоть и способны работать с тосолом, но более оптимальная для них охлаждающая жидкость стандарта G11.

Возврат к списку