Все, что надо знать об антифризе
Современные теплоносители производят на основе этиленгликоля, пропиленгликоля и полипропиленгликоля. Также в состав входит пакет присадок, улучшающий или просто меняющий технические характеристики материала. Остальные составляющие призваны окрасить ее в нужный цвет, придать запах. Существует общепринятая классификация антифризов, разделяющая материалы на три основные группы – G11, G12, G13. Компания «SVA»разрабатывает и производит собственную линейку хладагентов и прочих ОЖ для систем теплообмена.
Определение
Антифризы — это охлаждающие жидкости для устройства охлаждения автомобиля, не замерзающие при отрицательной температуре. Даже если температура внешней среды будет ниже минимальной рабочей температуры антифриза, он превратится не в лед, а в рыхлую массу. При дальнейшем понижении температуры эта масса затвердеет, не увеличившись в объеме и не повредив при этом двигатель. Основа охлаждающих веществ — водный раствор этиленгликоля или пропиленгликоля.
Пропиленгликолевая основа применяется реже. Ее главное отличие – безвредность для человека и окружающей среды, но и более высокая цена при тех же потребительских качествах. Этиленгликоль агрессивен к материалам мотора, поэтому в него вводят специальные добавки. Всего их может быть до полутора десятков – противокоррозионных, антивспенивающих, стабилизирующих. Именно комплектом присадок и определяется качество и область применения антифриза.
Свойства антифризов
Перечислим основные свойства:
- Способность сопротивляться отрицательным температурам, оставаясь в жидком состоянии;
- Способность не закипать в определенном температурном диапазоне;
- Негорючесть;
- Не должен пениться;
- Повышенная теплоемкость и теплопроводность;
- Не должен быть агрессивным к материалам деталей системы охлаждения;
- Вещество должно оставаться в стабильном состоянии, независимо от того эксплуатируется она в системе охлаждения или хранится в канистре.
Области применения
Охлаждающие вещества в целом находят широкое применение в различных областях использования. Основным направлением является жидкостное снижение температуры ДВС. К данному сектору относится использование охлаждающих жидкостей в легковых и грузовых автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями.
Помимо этого, охлаждающие жидкости используются в сельскохозяйственной, строительной и др. спецтехнике, а также в военной технике. В этих областях представлена преимущественно техника с дизельными двигателями. Хладагенты используются для автотранспорта, в промышленности для охлаждения дизельных и газовых двигателей электростанций, в добывающей промышленности и пр. в соответствующих климатических условиях. Выпускаются специализированные антифризы для промышленности, в т.ч. на основе МЭГ и ПЭГ.
Антифриз в качестве теплоносителя применяется в системах индивидуального теплоснабжения домов, теплиц, коттеджей, пассажирских вагонов железнодорожного транспорта. Но ввиду высокой токсичности моноэтиленгликоля, в данном секторе находят все более широкое применение антифризы на основе пропиленгликоля и др. нетоксичных веществ. В частности, на таких объектах, как железнодорожные вагоны, пивоваренные и др. пищевые заводы применение этиленгликолевых жидкостей вообще противопоказано. В России выпускаются специальные линии теплоносителей для использования в системах отопления. Это отдельный, имеющий свои особенности рынок. Но необходимо отметить, что в незначительных количествах антифризы в этой области также используются. Область использования охлаждающих веществ определяют их состав и присадки, отвечающие за эксплуатационные особенности.Срок службы
В России охлаждающие жидкости нормируют основные показатели по ГОСТ 28084-89 "Жидкости охлаждающие незамерзающие" на основе этиленгликоля: внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионные воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей.
При эксплуатации теплоноситель стареет — содержание ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс жидкости прямо зависит от его качества и пробега автомобиля или времени эксплуатации системы теплоснабжения.
Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель. Обычноантифриз нужно менять раз в 2-3 года. На современных автомобилях срок замены может составлять более 5 лет.
Существуют специальные жидкости с большим сроком службы – это G 12 ++, G 13 — розового и фиолетового цвета на основе полипропиленгликоля. Они являются наиболее экологически чистыми и отличаются наибольшим сроком службы (до 10 лет), но и стоимость такого продукта на порядок выше.
Далее приведем признаки, когда охлаждающие жидкости «стареют» раньше, при этом:
- образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительных отрицательных температурах (минус 10-15°С) в нем заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора.
- цвет становится рыже-бурым. Значит, детали системы уже коррозируют. Такой жидкий хладагент нужно заменить немедленно, независимо от того, сколько он прослужил.
Разновидности
При производстве антифризов и присадкам в составе, особенно антикоррозийным, их можно разделить на несколько типов. Сегодня выделяют четыре типа:
- Традиционные;
- Карбоксилатные;
- Гибридные;
- Лобридные.
Они отличаются не только составом, но также они относятся к различным поколениям хладоносителей, используемых в автомобильных двигателях.
Традиционные. В качестве ингибиторов коррозии используются неорганические соединения, главным образом — силикаты и фосфаты, нередко используются нитриты, нитраты, бораты, амины и другие.
Карбоксилатные(G12, G12+). Ингибиторами коррозии выступают органические карбоновые кислоты. Ингибиторы осаждаются только в очагах коррозии, причем образуют тонкий слой (толщиной в десятитысячные доли миллиметра), поэтому не снижают теплообмен и обеспечивают наилучшие режимы охлаждения двигателя.
Гибридные(G11). Могут использоваться как неорганические, так и органические соединения разных групп.
Лобридные (G12++, G13). Наиболее новый тип тепло-хладоносителей, выпускающийся с 2008 года. В качестве незамерзающей компоненты в нем используется пропиленгликоль (нередко добавляется и глицерин), а в качестве ингибиторов коррозии — органические соединения и небольшую концентрацию (не более 10%) минеральных соединений. Пригодны для использования только в автомобилях с алюминиевыми радиаторами охлаждения.
Классификация
Классификация антифризов происходит по группам:
- G11 - Материалы этого типа изготавливаются на основе этиленгликоля. Пакет неорганических присадок повышает температурную устойчивость. Такие теплоносители окрашивают в зеленый или синий цвет.
- G12, G12+ - отличается комплексом присадок. Это более чистый антифриз с точки зрения экологии. Отходы проще перерабатывать, а при разливах не происходит загрязнение грунта и почвенных вод. Цвет состава – красный.
- G13, G12++ - антифриз производят на основе пропиленгликоля, а также пакета органических присадок. Окрашивают состав в синий, оранжевый и желтый цвет.
Выводы
Антифриз защищает систему от перегрева и повреждения во время эксплуатации. В двигателе автомобиля жидкости разных типов лучше не смешивать, так как они потеряют полезные свойства. При выборе необходимо обращать внимание на его допуск (код из букв и цифр) и тип антифриза, которые разрешены к эксплуатации производителем вашего автомобиля.
Проводите замену охлаждающей жидкости; правильно промывайте охлаждающую систему; следите за уровнем, цветом охлаждающей жидкости в бачке; следите за температурным режимом двигателя, герметичностью пробки радиатора, местами соединения жидкостных патрубков. Это поможет вам избежать многих проблем. Заказать антифриз оптом вы можете в компании «SVA», которая имеет собственный лабораторный комплекс и современное производственное оборудование. При производстве определяются физические и химические свойства антифриза, а все показатели отражаются в сопроводительной документации.