3 основных игрока на рынке этиленгликоля
Российский рынок этиленгликоля (ЭГ), который на данный момент оценивается примерно в 400 тысяч тонн в год, несмотря на постепенный рост спроса, довольно консервативен. Количество производителей на внутреннем рынке фактически ограничено двумя компаниями:
• СИБУРом, доля которого составляет около 80%;
• Нижнекамскнефтехимом – входит в ТАИФ.
Помимо них, около 5% ЭГ выпускает «Казаньоргсинтез». Для компании этот продукт – побочный при производстве поликарбонатов, так что уровень выпуска этиленгликоля может варьироваться.
Каждая компания строит свои взаимоотношения с контрагентами по-своему. СИБУР предпочитает поставлять ЭГ на внутренний рынок в основном по прямым договорам. «Нижнекамскнефтехим» часть своих объемов реализует через трейдеров. Объемы, минимальный исчисляется транспортными единицами – автомобильной или железнодорожной цистерной, могут продаваться как на базисе завода, так и доставляться покупателю.
Обе компании для формирования плана продаж в начале периода (месяца или года) собирают заявки на закупку конкретных объемов и заключают долгосрочные или краткосрочные контракты. Запланированные к производству объемы оказываются распределены между покупателями еще до физического выпуска.